История театра

History of theatre

Труппа

Администрация

Создатели спектаклей

Службы театра





История театра

5271_603x354.jpg

Новгородский академический театр драмы им. Ф.М.Достоевского имеет древнейшую, многовековую историю. На всю Русь гремело творчество новгородских народных лицедеев – скоморохов, получившее широкий размах в XVI веке. Литургическая драма «Пещное действо», которое проходило в Софийском соборе перед Рождеством, упоминается в «Историческом вестнике» за 1899 год. Широкое распространение имели и школьные действа.

С 1825 года открылся первоначальный стационарный театр, содержателем которого был некто Лотоцкий.

С 1853 года театр в Новгороде стал постоянным, благодаря известному в те годы антрепренеру Николаю Ивановичу Иванову. В одном из купеческих домов, в переоборудованном под театр помещении на протяжении всего сезона шли регулярные платные спектакли. Самые известные актеры провинции стекались в труппу, а зачастую и столичные «звезды» участвовали в этих спектаклях.

Первый в истории города общедоступный стационарный театр возник в Новгороде в 1918 году при секции искусства ГубОНО. Это был Новгородский театр Октябрьской революции. Новый общественный строй выдвигает новые требования к театру. Через сцену широкие массы трудящихся сближались с художественной интеллигенцией, приобщались к духовным богатствам, ранее не доступным ни рабочим, ни крестьянам.

Одними из первых руководителей Новгородского театра Октябрьской революции были: В. И. Лагерт, Б. С. Ефимов, А. Е. Ларионов-Юренев. В репертуаре театра «Идиот» Ф. М. Достоевского, «Павел I» Мережковского, «Коварство и любовь» Ф. Шиллера, «Смерть Иоанна Грозного» А. Толстого, «Принцесса Турандот» Е. Гоцци. Конечно все эти пьесы по событиям, происходящим в них, были далеки от реальной жизни. Но они словно соединяли далекое прошлое с настоящей жизнью, рождали чувства и мысли, близкие людям и в это сложное время. Зал Новгородского театра, переполнен. «Новый зритель» оказался довольно восприимчивым и восторженным. Несмотря на преобладание в репертуаре классических пьес, в жизни Новгородского театра появляются некоторые новые акценты, продиктованные временем.

В сезоне 1927–1928 гг. появляются первые советские драмы. В пьесах «Любовь Яровая» К. Тренева, «Ралом» Б. Лавренева на сцену впервые вышли участники и герои гражданской войны, выразители воли восставшего народа.

В сезоне 1927–1928 гг. при театре Октябрьской революции создается детский театр. Лучшими детскими спектаклями в этом сезоне были «Конек-Горбунок», «Огниво», «Дон-Кихот».

Так Новгородский театр просуществовал с некоторыми перерывами до 1934 года, а затем был реорганизован в Ленинградский областной Малый драматический театр.

В 1930-е годы Ленинградское областное управление по делам искусств имело в своем распоряжении 18 театров разных жанров. Когда встал вопрос о создании стационарных городских театральных площадок, для руководства театральной работой в Новгород был направлен молодой талантливый актер Н. Лебедев.

В сезоне 1934–1935 гг. успешнее других прошли спектакли «Егор Булычев» М. Горького, «Чудесный сплав» Киршона. Наряду с творениями Гоголя и Островского, Мольера, и Шиллера появляются и современные пьесы — «Дорога цветов» Катаева, «Поднятая целина» по роману М. Шолохова. На сцене Новгородского театра Октябрьской революции побывали многие известные актеры России. В списках творческого состава труппы были такие имена, как Непокойчицский, М. Модестова, Б. Френдлих, получивший звание «Заслуженный артист РСФСР» за исполнение роли Павки Корчагина в спектакле «Как закалялась сталь».

Июнь 1941 года застал театр на гастролях в Старой Руссе. Нападение фашистских захватчиков и временная оккупация города не прервали творческой деятельности театра. Но теперь это были творческие фронтовые бригады с отрывками и монологами из спектаклей для подразделений Ленинградского и Волховского фронтов.

После освобождения Новгорода от немецко-фашистских захватчиков в городе возобновил работу стационарный театр. С 1 сентября 1944 года, он был преобразован в Новгородский областной театр в ведении областного управления по делам искусств, а с июня 1953 года — областного управления культуры.

В первый послевоенный театральный сезон художественным руководителем театра стал ленинградский режиссер В. В. Шимановский. Основной состав труппы — это актеры освобожденного Ленинграда. Среди них заслуженные артисты РСФСР А. А. Мирзоева, Е. А. Любина, В. В. Рубцов, артисты Н. Д. Разгуляев, М. С. Фирсова и другие. Репертуар театра состоял в основном из современных советских пьес, таких как: «Победители» В. Чирскова, «Встреча с юностью» А. Арбузова, «День отдыха» В. Катаева, «Кремлевские куранты» Н. Погодина, «Русские люди» К. Симонова и др. Идеи патриотизма и высокого гуманизма театр и зритель Новгорода находили не только в спектаклях о современности, но, как и прежде, в произведениях русской и мировой классики. В послевоенные годы на сцене Новгородского областного театра драмы пьесы А. Островского, М. Горького, А. Пушкина, И. Тургенева, А. Чехова, Г. Ибсена. Впервые в истории советского театра Новгородский театр драмы осуществил постановку инсценировки романа А. И. Герцена «Кто виноват?», написанного им во время ссылки в Новгороде в 1841 году.

В дальнейшем, в 1950-е – 1960-е годы репертуар театра формировался с учетом главных, волнующих проблем эпохи — проблем формирования и становления личности. В это время советская драма занимает ведущее место в репертуаре всех театров страны. Наряду с современной отечественной драматургией — «Оптимистическая трагедия» В. Вишневского, «Таня» А. Арбузова — на новгородской сцене — мировая классическая драматургия: Шекспир («Ричард III»), Гольдони («Трактирщица»), Чехов («Иванов»), Горький («Старик»), Ануя («Медея»), Мольер («Дон Жуан») и произведения других великих драматургов.

В 1977 году, впервые в истории русского театра, была осуществлена постановка Я. Княжнина трагедии «Вадим Новгородский», главным режиссером театра А. Л. Кошелевым.

Для театрального искусства 1970-х годов характерно обращение к современной тематике, к проблемам действительности. На первое место выступают производственные темы, и еще более важным становится нравственная сторона человеческих отношений. Наряду со спектаклями «В списках не значился» Б. Васильева (1974 г.), «Протокол одного заседания» А. Гельмана (1976 г.), на сцене Новгородского театра появляется и карьерист Тарелкин — буржуазный делец совершенно иной эпохи, но созвучный современности в спектакле «Смерть Тарелкина» А. В. Сухово-Кобылина (1979 г.). Репертуар театра всегда отличался разнообразием жанров. Это комедии и трагифарсы, мелодрамы и трагедии, фантасмагории («Пассаж в пассаже»), по произведениям Ф. М. Достоевского) и метаморфозы («Декамерон»). Большое внимание уделялось детским постановкам. Особым успехом у юных зрителей пользовались такие спектакли, как: «Спящая красавица» Ш. Перро (1983 г., реж. О. Михайлов), «Сказки Пушкина» (1989 г., реж. Е. Лучин), «Мери Поппинс» П. Треверса (реж. Ю. Зайцев) и многие другие.

В период 1986–1989 годов наибольшей популярностью пользовались комедии «Семейный уикэнд» Ж. Пуаре (1988 г., реж. О. Зарянкин). Было дано 98 представлений этого спектакля. Спектакль «Модели сезона» (1987 г., реж. Л. Попова) прошел 72 раза. Также с большим успехом проходили спектакли «Укрощение строптивой» и «Нельская башня» (1994 г., реж. А. Цодиков), «Яма» (1995 г., реж. В. Кондратьев). Давным-давно исчезли из земного бытия современники мольеровского Скалена, но образ Скапена жив и поныне. На новгородской сцене в 90-х годах XIX века талантливейший актер В. А. Кригер играл роль ловкого слуги в спектакле под названием «Проделки Скапена». Спустя 100 лет в Новгороде на сцене областного театра драмы исполняет роль Скапена замечательный актер Г. Алексеев в спектакле В. Ветрогонова «Плутни Скапена» (1996 г.).

Сегодня, как и много лет назад, в репертуаре театра Мольер и Гльдони («Ловкая служанка»), Островский («Бешеные деньги», «Красавец мужчина») и Достоевский («Снился мне сон...»), а также Брукнер («Рубиновое колье для мадам де Сталь») и Мопассан («Милый друг»), Шиллер («Разбойники») и Писемский («Русская забава»), по пьесе «Просвещенное время»). Большим успехом пользуются спектакли по пьесам современных зарубежных комедиографов К. Манье, Ф. Вебера, Н. Коуарда, а также русская современная драматургия — Н. Птушкина, В. Гуркин и другие.

По сложившейся уже давно традиции важнейшей частью жизни Новгородского областного театра драмы являются гастроли, и не только по Новгородской области, но и далеко за ее пределами. Новгородскую труппу тепло встречали жители Петрозаводска (1970 г.), Минска (1976 г.), Рязани и Таллина (1973 г.). Состоялись поездки в Ивано-Франковск (1985 г.), в Могилев и Витебск (1988 г.), в Черкассы и Кострому (1983 г.), Львов и Брест (1989 г.). Среди выездных спектаклей такие, как «Борис Годунов», «Власть тьмы», «Дон Жуан», «Доходное место», «Зойкина квартира», а также спектакли по пьесам В. Мережко, В. Розова, М. Шатрова и другие. В 1988 году — театр на гастролях в Польше со спектаклем «Самоубийца» К. Эрдмана, в 1991 году — в Великобритании со спектаклем «Бесы» Ф. М. Достоевского, в 1994 году — в Финляндии со спектаклем «Смерть Иоанна Грозного» А. Толстого. В 1994 году Новгородский областной театр драмы был приглашен в Москву Театром Наций со спектаклем «Доходное место» (реж. В. Варецкий). В 1995 году состоялись длительные гастроли в Санкт-Петербург со спектаклями текущего репертуара. Среди них: «Трудные родители» (реж. Ю. Николаев), «Любовь — книга золотая» (реж. Соколов), сказки «Чиполлино» и «Принцесса-невидимка» (реж. Л. Попова).
В 1987 году коллектив переехал в новое здание, построенное архитектором Сомовым по проекту ГИПРОТЕАТРа, которое уже более 20 лет является родным домом сегодняшнего Новгородского театра драмы.


  foto5.jpg IMG_9946.jpg IMG_5497.jpg IMG_5499.jpgIMG_5466.jpg IMG_5467.jpg IMG_5473.jpg IMG_5500.jpg DSC00231.JPG 

В 1993г. Новгородский театр драмы стал лауреатом в Международном фестивале исторических пьес «Голоса истории» в Вологде, со спектаклем «Марфа Посадница» В Левашова, историческая драма по мотивам русских летописей и исторических произведений Н. Карамзина. Коллектив театра также стал лауреатом конкурса «Окно в Россию» среди провинциальных театров Российской Федерации, объявленного и проводимого газетой «Культура» в 1997 году, и занял 2 место в том же конкурсе в 2000 году в номинации «Театр года». Летом 1998 г. театр побывал во Франции на самом знаменитом в мире Авиньонском фестивале.

В коллективе театра немало талантливых одаренных актёров, с каждым годом становится все больше и больше незабываемо-ярких актерских работ.
Звание «Народный артист РФ» в 1998 году получил С. Гордеев, звание «Заслуженный артист РФ» имеют Т. Каратаева (Устинова), Л. Сергеева, Л. Лушечкина, К. Гавриленко.
Звания «Заслуженный работник культуры» удостоены заведующий постановочной частью В. М. Богомолов, заведующая гримерным цехом А. И. Строганова и заведующая костюмерным цехом Л. С. Мешкова.
В том же году Звание "Заслуженный работник культуры" присвоено директору театра Игорю Борисовичу Сегеди.  Игорь Борисович возглавлял театр до 2002 года.
Сегеди И.Б..jpg
Администрация театра проводит перспективную кадровую политику. В 1995 году девять студентов-стипендиатов были отправлены на учебу в Санкт-Петербургскую Государственную академию театрального искусства. Труппа театра пополняется молодыми актерами.
Театр, имея огромный творческий актерский и режиссерский потенциал, высокий уровень технической оснащенности ставит перед собой серьезные творческие задачи. Более широкому раскрытию возможностей театра способствует формирование репертуара театра на драматургии русской и зарубежной классики. Большое внимание уделяется и современной отечественной драматургии, которая отражает основные тенденции сегодняшнего дня, социальную, политическую и культурно-нравственную жизнь общества.
Театр летом.jpg Театр зимой.jpg театр весна.jpg
 
С 1997 года Новгородский театр драмы носит имя Федора Михайловича Достоевского. Это связано не только с пребыванием великого русского писателя на земле Новгородской, но и с обращением театра к творческому наследию этого автора, который вызывает живой интерес и у актеров, и у зрителей по сей день. В этих местах Достоевский работал над «Бесами», «Подростком», «Братьями Карамазовыми». Имя писателя не исчезает из репертуара театра: 1965 г. – «Преступление и наказание» (реж. Г.Литвинов); 1990 г. – «Бесы» (реж. А.Кошелев); 1997 г. – «Пассаж в пассаже» (реж. В.Ветрогонов); 1998 г. – «Снился мне сон…» (по повести «Дядюшкин сон») (реж. А. Говорухо); 2004 г. – «Вертеп» (реж. Е. Чернышов).

С 1999 года Новгородскому театру драмы им. Ф. М. Достоевского присвоено звание «Академический». Театр, имея огромный творческий актерский и режиссерский потенциал, высокий уровень технической оснащенности, ставит перед собой серьезные творческие задачи. Более широкому раскрытию возможностей театра способствует формирование репертуара театра на драматургии русской и зарубежной классики.

В 2003 г., в Международный день театра, были обнародованы архивные сведения, свидетельствующие о том, что историю театра можно вести с 1853 года. Оказывается, шел уже 150-й, юбилейный сезон.

Театр принимает активное участие в Международном фестивале камерных работ по произведениям Ф.М.Достоевского, проводимого в Старой Руссе, в усадьбе писателя.

77a8a49b37b37b154afd078b926a2b72.jpg

«Снился мне сон…» (1999 г.); «Сон смешного человека» инсценировка и постановка А. Говорухо (2001 г.); «Бобок» инсценировка и постановка Е. Чернышова (2002 г.). Последняя работа вместе с другими малыми произведениями Ф. М. Достоевского вошла в спектакль «Вертеп» (2004 г.), представленный Е. Чернышовым на очередном фестивале 2003 году спектакль "Чужая жена", где впервые, для новгородского театра, счет наградам высокого уровня открыл Геннадий Алексеев, получив диплом за лучшую мужскую роль.

Scan.jpg

Год 2006 - юбилейный для  X фестиваля. Россия отметила 500-летие рода Достоевских, 185 лет со дня рождения писателя и 125-летие со дня его смерти. Новгородский театр представил спектакль по пьесе Е. Белодубровского и С. Белова «Я счастлива, счастлива, счастлива!..» в постановке С. Морозова.

IMG_9190.JPG IMG_9171.JPG  IMG_9177.JPG IMG_9240.JPG

В 1993 г. Новгородский театр драмы стал лауреатом в Международном фестивале исторических пьес «Голоса истории» в Вологде, со спектаклем «Марфа Посадница» В. Левашова, историческая драма по мотивам русских летописей и исторических произведений Н. Карамзина. Коллектив театра также стал дважды лауреатом конкурса «Окно в Россию» среди провинциальных театров Российской Федерации, объявленного и проводимого газетой «Культура» в номинации «Театр года». Летом 1998 года театр стал лауреатом самого знаменитого в мире Авиньонского фестиваля.

Высокую оценку московской критики получил спектакль в постановке А. Говорухо «Красавец мужчина» на 5 Всероссийском театральном фестивале 2002 года «Островский в доме Островского». Спектакль с огромным успехом прошел на сцене Государственного Академического Малого театра.

В 2005 году театр стал лауреатом фестиваля «Звезды Победы»  (г. Рязань). В 2007 году - лауреатом фестиваля «Арбатские встречи» (г. Москва), показав спектакль по пьесе Е. Белодубровского и С.Белова «Я счастлива, счастлива, счастлива!..». Спектакль был назван критиками жемчужиной в репертуаре театра. В 2008 году работа принимает участие в X Международном фестивале театрального искусства «Славянские театральные встречи» в г. Гомель (Республика Беларусь).

Спектакль «Шут Балакирев или шуты всея Руси» по пьесе Г. Горина в постановке засл .деятеля искусств С. Верхградского принял участие в VIII Международном театральном фестивале  «Волкову, Волкову, Волкову всем мы обязаны…» в Ярославле (2007 г.).

DSC_3175.JPG  DSC_2926.JPG DSC_2976.JPG

Постановка комедии А. Н. Островского «Последняя жертва» (реж. С. Морозов) в 2008 году становится лауреатом II театрального фестиваля имени Н. Х. Рыбакова (г. Тамбов). Актриса театра Людмила Бояринова получает премию «Признание» за исполнение роли Юлии Тугиной. В этом же году спектакль приглашен на VII Международный театральный фестиваль «Русская классика. Отцы и дети» (г. Орел).

С 2002 по 2014 год директором театра был заслуженный работник культуры Виктор Евгеньевич Назаров, который  в 1981 году окончил Ленинградский ордена Дружбы народов Государственный институт культуры им.  Н.К.Крупской, в 1999 году – Новгородский Государственный унивкерситет по специальности «Менеджер в социальной сфере». Виктор Евгеньевич обладал многолетним опытом  работы в культуре и глубоким знанием специфики театра. 

Назаров В.Е..jpg 

В свой юбилейный, 155-й сезон, театр для любимых зрителей приготовил «театральный роман», охвативший важнейшие постановки за все полтораста лет. Где-то фантазией главного режиссера театра Сергея Морозова, где-то благодаря памяти старейших артистов на сцене ожили эпохи, персонажи, сюжеты прошлого; словом – «Спектакли. Лица. Годы…»

Морозов.jpg

158-й театральный сезон Новгородского академического театра драмы им. Ф. М. Достоевского выдался беспрецедентно долгим. Целых 10 месяцев зрители погружались в удивительные миры, как говорится, «от классики до модерна»! Зрители, пришедшие 28 июня на Торжественную церемонию закрытия сезона, смогли поприветствовать всю труппу театра. Какими же новинками пополнился репертуар 2011-2012?

Необычный, зрелищный взгляд на классическую комедию «Женитьба» Н. В. Гоголя подарил московский режиссер Дмитрий Горник. В пестром ворохе удивительных костюмов Светланы Чазовой запутались времена и стили, характеры и судьбы. А история от этого стала еще современнее – сегодняшние мужчины запутались во внешнем, в праздности и развлечениях, забывая, что настоящей девушке нужны домашний уют и семья. Осенью спектакль «Женихи» отправится на Международный фестиваль «Белая вежа», который пройдет в Бресте (Беларусь).

Женихи.jpg

Второй классической новинкой сезона стала сценическая версия повести А. И. Куприна «Гранатовый браслет». Автор спектакля, главный режиссер театра Сергей Гришанин предложил зрителям оценить великую силу любви, которая даже за гранью готова прощать и звучать нежными мелодиями в сердцах тех, кто вовремя не заметил великого чувства. Для исполнения роли Желткова в труппу вернулся Сергей Семенцов, которого в новом сезоне зрители увидят в новых и старых спектаклях. Отечественную линию драматургии в репертуаре поддержали две современные пьесы в постановке молодых режиссеров. «Убийца» Александра Молчанов вырос из лаборатории «НеКЛАССИКа». В спектакле Андрея Трусова жесткая история о провинциальном мальчике, который должен совершить убийство в уплату долга, окрасилась сентиментальными тонами. Среди серьезных и ответственных рассуждений о месте молодых людей в современной жизни, просвечивает история чистой любви. А любители острых ощущений смогли получить свой заряд впечатлений на последней премьере сезона «Женский стол в «охотничьем зале». Режиссер Артем Галушин превратил пьесу Виктора Мережко в фантасмагорический сон. Семь совершенно разных женщин, как хищницы слетелись, чтобы отомстить одному-единственному мужчине. Или простить? Стильная музыка, пластика, сложные фантастические костюмы и напряженная интрига стирают грань между реальностью и фантазией. Но чувства остаются подлинными и увлекают зрителя в мир, где всё еще возможно… Верный своим традициям, театр предлагает оторваться от телевизионной жвачки, чтобы весело провести вечер в компании живых, остроумных персонажей с их невероятными приключениями. Таковы два спектакля – «Любовь или деньги» (режиссер Михаил Мамедов) и «Клуб одиноких сердец» (режиссер Сергей Гришанин). Первый для любителей экстрима – за миллион евро сходятся в схватке скромный бухгалтер, его жена, друзья, эксцентричная таксистка, двое полицейских и киллер международного класса. Кому же достанутся деньги? Тому, кто сможет сохранить трезвую голову, чувство юмора и… любовь! Второй спектакль проникнут светлым лиризмом и поисками уютного счастья. Три немолодые дамы организуют клуб, в котором предаются воспоминаниям о прошлом. Но одной из героинь приходит в голову изменить их скромную и унылую жизнь. «Клуб одиноких сердец» - это ирония, которую поймут те, кто жаждет полноценной жизни и хочет найти и удержать свое счастье. «В комические моменты зрители не сдерживали смеха и аплодисментов, а в моменты трагические в зале стояла мертвая тишина, прерывая изредка тихими всхлипами…» - написала «Тверская газета» после гастролей. Свою лепту в копилку зрительских впечатлений внес Тверской театр юного зрителя, который с 7 по 9 июня показал четыре спектакля. Такие большие серьезные гастроли прошли благодаря поддержке Администраций регионов (новгородский театр также блистательно выступил в Твери при поддержке Администрации Новгородской области). Они прошли на очень высоком уровне, подтвердив зрительские ожидания. В репертуаре тверского театра оказались современное прочтение мольеровского «Тартюфа» и два глубоких философских спектакля – «О мышах и людях» и «Саня, Ваня, с ними Римас». Актеры три дня демонстрировали высочайшее мастерство в разнообразных жанрах, а главное – гармоничный, обаятельный ансамбль. Безусловно, у новгородцев появились свои любимцы среди тверских артистов. Всеобщим фаворитом стал Андрей Иванов, сыгравший во всех трех вечерних спектаклях главные роли. Остается надеяться, что не только зрительские желания встретиться с тверчанами вновь, но и помощь администрации помогут мечтам осуществиться в следующем сезоне.

С 1 апреля 2014 года театр возглавил  заслуженный артист России Всеволод Васильевич Чубенко. 

Chubenko.jpg 
В сентябре 159-й сезон открылся спектаклем «Гранатовый браслет». Режиссер спектакля  Сергей Николаевич Гришанин работает главным режиссером театра с 27 мая 2012 года
IMG_5420.jpg  IMGP9241.jpg      
В этом же сезоне прошли гастроли Псковского академического театра драмы им. А. С. Пушкина и долгожданные гастроли Малого театра России с исторической драмой «Царь Борис».  В рамках празднования 1150-летие зарождения российской государственности.  

16 апреля 2013 года Новгородский академический театр драмы им. Ф.М. Достоевского показал «Гранатовый браслет» главного режиссера Сергея Гришанина на I Международном фестивале русской классической драматургии «Горячее сердце». Организатором фестиваля являлся Кинешемский драматический театр им. А.Н. Островского. 

В юбилейном 160-м творческом сезоне Театр порадовал зрителей новыми интересными проектами и спектаклями. 28 сентября   сезон открылся премьерой авантюрной комедии в 2-х действиях «Брачные страсти» («Голодранцы-аристократы»). Автор пьесы - итальянский актер и драматург Эдуарде Скарпетта. Режиссер-постановщик Сергей Гришанин. Над художественным оформлением спектакля работала Дина Тарасенко - член Союза Художников России, выпускница академии Театрального искусства в Санкт-Петербурге. Последние ее постановки: опера "Гензель и Гретель" в Михайловском театре в Санкт- Петербурге (реж. Дарья Пантелеева), спектакль по Д. Хармсу "История СДЫГР АППР" Такой Театр (реж. Юрий Васильев) Санкт-Петербург, и многие другие.

В ноябре Театр принял  XVII Международный фестиваль камерных спектаклей по произведениям Ф.М. Достоевского. Были представлены работы сразу 10 коллективов. Летом труппа Театра пополнилась сразу 5 новыми молодыми артистами: Кристина Жеребор, Анна Кондрашина, Евгений Лютиков, Ян Цыбульский, Ярослав Янковский. Это артисты и выпускники театральных вузов из Красноярска, Волгограда, Владивостока и Челябинска.  161-й творческий сезон Театра был насыщен новыми интересными проектами и спектаклями посвященными таким знаменательным датам как 70-летие образования Новгородской области, Год Культуры, Год Литературы и 70-летие Великой Победы. Открылся сезон проведением VI Всероссийского театрального фестиваля «Театральное Вече», который проходил с 11 по 14 сентября 2014 года. Фестиваль был задуман как ежегодная творческая акция, его программа формировалась таким образом, чтобы наиболее полно представить публике и театральному сообществу актуальное состояние современного театра в рамках заранее определенной темы. Фестиваль этого сезона был посвящен историческим событиям Древней Руси. Участие в фестивале приняли Ярославский государственный театр юного зрителя с исторической драмой «Слово о полку Игореве», Санкт-Петербургский государственный театр «Суббота» представивший спектакль по произведениям М.Е. Салтыкова-Щедрина «Глуповъ. Нашествие», так же зритель увидел драматическую хронику смутного времени по произведению А.Н. Островского «Тушино» Московского государственного историко- этнографический театра.   Организатор фестиваля Новгородский академический театр драмы имени Ф.М. Достоевского 14 сентября в рамках фестиваля представил на суд публики премьеру спектакля «Хольмгард?» (История Древней Руси) по пьесе В. Рожковского «Нередица, или Три отца Игоря Старого», режиссер-постановщик Сергей Гришанин.    IMG_5724.JPG IMG_5712.JPG 

Пролетели яркие фестивальные дни, насыщенные новыми впечатлениями, дискуссиями, встречами артистов с коллегами и зрителями и театр, проводив гостей, приступил к созданию новой репертуарной афиши. В этом театральном сезоне, было решено порадовать нашего зрителя не только премьерами, но и уже полюбившимися спектаклями, такими как романтическая история, по мотивам повести А. Грина рассказанная автором Павлом Морозовым и режиссером Сергеем Гришаниным «Алые паруса»; комедией «За двумя зайцами» - спектаклем по самой знаменитой пьесе Михаила Старицкого. Свою версию забавных и поучительных событий изложил главный режиссер Сергей Гришанин и ведущие артисты театра. Основу репертуара составили премьеры прошлого сезона авантюрная комедия в 2-х действиях «Брачные страсти» по пьесе Эдуарде Скарпетти, музыкальный спектакль для детей и их родителей «Кошкин дом» в постановке режиссера Полины Неведомской (Санкт- Петербург), водевиль-комедия «Проделки Ханумы» автора Авксентия Цагарели, режиссер Сергей Гришанин, и многие другие спектакли, которые со временем не ушли из репертуара театра, а по-прежнему собирают своего зрителя.

IMGP0946.JPG  IMGP9341.jpg

Работая, над репертуаром 161-го театрального сезона, театр обратил внимание на значимые даты и события 2015 года. В рамках Года Литературы вниманию зрителей были предложены не только спектакли поставленные по произведениям классиков русской литературы, но и спектакль по пьесе французского автора ставшего классиком французской комедии Жоржа Фейдо «Дамский портной».

IMG_1462.jpg   4BYL1JA2abg.jpg
Как посвящение 450-летию со дня рождения Уильяма Шекспира прошла премьера спектакля «Много шума из ничего» режиссера Дмитрия Сарвина. Встретиться с героями Пушкина, новгородцы и гости города смогли, посмотрев романтическую драму «Капитанская дочка», в постановке   Заслуженного деятеля искусств Республики Марий Эл Василия Пектеева, а наши маленькие зрители совершали сказочные путешествия вместе с героями сказки «Снежная королева» Гердой, Каем и Маленьким принцем из одноименного спектакля, созданного по произведению известного французского писателя Антуана де Сент-Экзюпери питерским режиссером Дмитрием Сарвиным.

IMG_0080.jpg IMG_8500.JPG 

IMG_1655.JPG IMG_1894.JPG
Не прошли мы и мимо самого знаменательного события мая – 70-ой годовщины Великой Победы и поздравили ветеранов и жителей Великого Новгорода праздничным концертом «Сияй в веках Великая Победа», премьерой спектакля по пьесе белорусского автора Алексея Дударева «Не покидай меня…» - историей о долге, мужестве, патриотизме и самоотверженности молодых девчонок, вставших на защиту Родины. Над созданием спектакля работал режиссер, Заслуженный деятель искусств Республики Беларусь Александр Козак.
 IMG_8919.JPG IMG_6778.JPG
В течении всего сезона артисты театра играли спектакли на сцене театра и в Новгородской области, провели множество творческих встреч с учащимися школ, гимназий, с воспитанниками детских садов, студентами ВУЗов, принимали участие в городских мероприятиях.

фото1 021.JPG IMG_6729.JPG IMG_0637.JPG IMG_1489.jpg
31 мая состоялось закрытие 161-го театрального сезона.
Новый 162-ой театральный сезон подарил зрителям премьеру спектакля "Любовь под запретом" по пьесе Жана Сармана "Ма Мурэ", режиссер-постановщик Сергей Гришанин, художник Кирилл Пискунов.
IMG_9579-640x435.jpg IMG_9225-640x457.jpg IMG_8453-640x437.jpg IMG_9859-640x472.jpg

В новом 163-ем театральном сезоне 2016-2017 г. главного режиссера театра Сергея Николаевича Гришанина сменил на посту заслуженный деятель искусств России Михаил Григорьевич Мамедов.
Мамедов М.Г. главный режиссер с сентября 2016 годаМамедов М.Г.
Новгородский академический театр драмы им. Ф. М. Достоевского, имея богатое прошлое и бережно сохраняя свои исторические традиции, занимает уверенные позиции в современной культурной и духовной жизни города и области. Коллектив театра находится в непрерывном творческом поиске, и с каждым годом достигая новых успехов, уверенно смотрит в будущее..