СМИ о Новгородском областном академическом театре драмы имени Ф. М. Достоевского

«А ЗОРИ ЗДЕСЬ ТИХИЕ» (Личный взгляд на спектакль).

Природа щедро одаривает Юность своими яркими и нежными красками: розовым цветом кожи, сиянием глаз, густыми и шелковистыми волосами, разметавшимися на ветру. Красивые, одухотворённые лица у шести девушек, которые смотрят на нас с театральной афиши спектакля по повести Бориса Васильева «А зори здесь тихие». Они так похожи на своих сверстниц XXI века. Но это только внешнее сходство.

Трогательную неповторимость каждой героини раскрыл спектакль режиссёра-постановщика Полины Неведомской.

Да, девушки военных лет не знали, что такое: «роллы», «клёво», «круто», «прикольный», «быстрый Интернет» и «социальные сети», «светская хроника» и т.д. Но… зато они твёрдо знали, какими не должны быть: главное – «не остервенеть», не уподобиться фашисту.

Перед сдачей спектакля, отвечая на вопросы тележурналистов, режиссёр-постановщик Полина Неведомская подчеркнула, что для неё было важно – показать силу человеческого духа, прямо противоположные чувства: добро и зло, любовь и ненависть…

Полина Леонидовна – дочь известного ленинградского артиста Неведомского. Дружбу с ним высоко ценила Заслуженная артистка России Любовь Михайловна Коликова и часто говорила мне об этом, когда я была у неё в гостях.

Размышляя так, Полина Леонидовна поддержала самые лучшие театральные традиции, заложенные её предшественниками, в числе которых был главный режиссёр театра Анатолий Кошелев. Беречь их завещал и прекрасный, талантливый актёр Сергей Гордеев.

«В наше трудное время, – желал он своим друзьям и коллегам, – душевно собраться и относиться добрее друг к другу. Помнить, что культура – это душа народа.

Надо беречь театральные традиции. А то мы стали их забывать.

Я – мхатовец. Горжусь этим. Для меня главное на сцене – это жизнь человеческого духа!» (Из моей книги «Мелодии ваших сердец». Глава IX «Хлеб духовный». Стр. 181-182. 2002 год, Старая Русса).

…Спустя годы какое совпадение в мыслях и чувствах актёра и режиссёра!

5 мая состоялась сдача спектакля, были сыграны два действия с антрактом.

«А у нас всё», – сказал артист и приглашённые зрители, в основном молодые, аплодисментами поддержали рождение нового спектакля. Я спрашивала, понравился ли он?

Актёры театра, работающие давно, отвечали дружно: «… да, понравился». Кто-то из молодых увидел элементы мистики, то, что заставляет задуматься…

«Триумфа не будет», – вдруг желчно, как камнем ударила, на ходу заявила незнакомая женщина.

Как любим мы рубить с плеча, вершить суд и расправу с места в карьер, не подумав, не вникнув в самую суть.

– Вы были на премьере? Что скажете? – спросила новгородку.

– Да. Спектакль необычный, дерзкий.

– Что скажете о новой постановке? – спросила ещё одну женщину.

– Мне дочка говорит: «мама, сходи в театр. Спектакль замечательный! все девчонки так говорят».

Нет, не пойду. По сюжету героини все погибают. На это я не могу смотреть… Выходит проще отгородиться от боли и горькой правды.

Спектакль развивается стремительно. Практически в нём нет статичных сцен, всё в движении. Бегут, раскинув руки, к невидимой реке, все шестеро девушек, радуясь каждой мирной минуте жизни, дарованной Богом. Также быстро натягивают гимнастёрки, «ныряют» в сапоги… Это – суровая реальность.

Казалось бы, всё по сюжету известно заранее до каждого жеста и слова (и повесть и фильм любимы миллионами). Но спектакль совершенно необычный.

Как взрывчатка, подтекст!

КАКИЕ МЫ? Об этом заставляет задуматься режиссёр, отстаивая устами своих героинь высокие понятия долга, нравственности, духовности, но не «адовой, не сатанинской духовности».

«Команда», – как окрестила актёрский состав Полина Леонидовна, – играла с большим душевным волнением и вдохновением. Динамично.

В финале, умирая одна за другой, они на миг застывают, как статуи. И занавес воспринимается, как саван. Но в этой сцене – посыл в будущее. Память о них не будет забыта.

Полон символики сыгранный эпизод самого ухода из жизни. Всё, что требуется на земле, не нужно на небесах. Материальное. Свои гимнастёрки, сапоги они протягивают тому, кого называют: «Третий»…

Фантомы прошлого. И они есть в спектакле. В фильме Андрея Тарковского «Солярис» (Криса играл Банионис, а его возлюбленную, в гибели которой он виноват – Бондарчук) фантомы прошлого: проверка на человечность. И Крис выдержал экзамен. Другие космонавты – нет.

И участь их жалка.

В спектакле фантомы обретают черты реальности, чтобы поддержать. Воспоминания могут убивать, а могут воодушевлять. Колоритная, отлично исполненная сцена встречи девушки с пареньком – одесситом…

Режиссёр-постановщик Полина Неведомская оставила за собой право коррекции произведения. От этого спектакль только выиграл. Мизансцены пластичны и полностью отвечают замыслу – раскрыты сердца девушек, их внутренний мир, глубокие и подлинные чувства.

Постановка целиком обращена к живущим сегодня. Молодым и к старшему поколению. Всем, кто понимает, что Жизнь – это великий Дар. И нужно ценить дарованную жизнь в каждом её мгновении.

Отсюда глубокий смысл спектакля, хотя он требует глубокого проникновения в суть происходящего на сцене.

Нельзя сказать, что спектакль будет принят «на ура» исключительно всеми. Постановка рассчитана на вдумчивое восприятие, понимание замысла. А режиссёр явно хотела «подтянуть» зрителей до уровня переживаний девушек, заложниц войны.

В Великой Отечественной войне победило воистину святое поколение. И этому свидетельство – эти безгрешные героини… Они отдали свою жизнь, не задумываясь, во имя высшей цели – спасти Родину.

… Смерть распорядилась по-своему.

Есть у Анны Ахматовой стихи, пронзительно точно передающие неизбежность встречи со Смертью: «Здесь всё меня переживёт»:

Здесь всё меня переживёт,
Всё, даже ветхие скворешни
И этот воздух, воздух вешний,
Морской свершивший перелёт.
И голос вечности зовёт
С неодолимостью нездешней,
И над цветущею черешней
Сиянье лёгкий месяц льёт.
И кажется такой нетрудной,
Белея в чаще изумрудной,
Дорога не скажу куда…
Там средь стволов ещё светлее,
И всё похоже на аллею
У царскосельского пруда.

«Голос вечности» девушек в гимнастёрках не звал. Слишком рано. Только начали жить, всматриваясь в голубой горизонт. Строили планы, мечтали, жаждали быть понятыми, счастливыми, любимыми.

Всё рухнуло под автоматные очереди. И они всё ближе и ближе. А вот и «голос вечности» – глумливый свист из лесной чащи. Враги. Фашисты. Видят – лёгкая «добыча».

В спектакле всё на контрасте, как свет и тень.

Да, постановка пройдёт непростой путь к сердцу зрителя. Но пройдёт обязательно!

Во имя сегодняшнего дня.

…«Светоносный пласт нации – это люди. Самые обычные, не звёздные, простые труженики.

Их внутренняя культура, благородство, мудрость, великодушие, терпение, любовь к Родине – вот что самое ценное.

И именно эти качества души и сердца оказались обесцененными, как и сама Жизнь. Жизнь простого человека. Вот что не может не тревожить!

Казалось бы, жизнь бесценна.

Но она обесценилась сейчас, как никогда, до шокового состояния. Речь идёт о потоке криминальных фильмов на телеэкранах.

Постановке «А зори здесь тихие» переполненный зал аплодировал стоя.

Новгородский академический театр драмы им. Ф.М. Достоевского накануне Дня Победы подарил новгородцам премьера спектакля по известному произведению Бориса Васильева «А зори здесь тихие». Вчерашний показ собрал аншлаг. Работа творческой труппы вызвала у зрителей максимально правильные человеческие эмоции. Как сообщил портал министерства культуры Новгородской области, — зал аплодировал стоя. Спектакль попал в цель: в первом акте от души смеялись, во втором — так же искренне плакали.

Автор постановки — главный режиссёр театра Полина Неведомская.

Напомним, действие военной драмы «А зори здесь тихие» происходит практически в наших краях — в Карелии. Отряд из пяти прекрасных девушек-зенитчиц и их старшины вступает в неравный бой с группой диверсантов агрессора и выполняет задачу ценой невероятных потерь. Произведение пережило уже значительное количество постановок, в трактовке нашего театра на сцену вводится еще один яркий и даже знаковый персонаж – майор Третий.

«Сейчас, как никогда важна ценность друг друга, ценность семьи, уникальность и неповторимость человеческой жизни, — заметила, анонсируя работу Полина Неведомская.

© Новгородский академический театр драмы им. Ф. М. Достоевского, 2022