Страницы романа Ф.М. Достоевского
Спектакль отражает актуальную театральную рефлексию нового поколения, разговаривая на языке молодежи в пространстве культурного мифа, на который опирается процесс школьного образования. Голоса подростков в спектакле звучат буквально – они наблюдают и комментируют поступки персонажей (к созданию привлекались заключенные исправительных учреждений). Родя и Соня бесконечно одиноки, их волнуют те же идеи и страхи, что и тех, кто находится от них на расстоянии вытянутой руки. Конфликты с родителями, соблазны взрослого мира, юношеский максимализм, насилие и абьюзивные отношения получают конкретные очертания, не спрятанные за фасадом риторических декораций. В неоновом городе легко заблудиться, оступиться и невозможно спрятаться от возмездия. И в этой версии следователь Порфирий Петрович становится «заботливым взрослым», помогающим Раскольникову не ожесточиться и не потерять новое светлое чувство к странной, растерянной девушке, не расстающейся с «вечной книгой».
Режиссер Йоханна Фройндлих о спектакле: «Герои романа Раскольников и Соня, несмотря на свой юный возраст, оказались в полном тупике. Здесь привлекают яркость и сложность повествования, а сознание раскрывается сразу по многим направлениям. Мне важно, чтобы эти надломленные голоса зазвучали и были услышаны нашими современниками, поэтому в спектакле всего три персонажа, но высказаться дано многим. В этой истории есть то, что не утрачивает красок даже спустя время. И спектакль задуман как передвижной, который можно показать даже в глубинке, где недостаточно технического оборудования».
Анна Константинова («Страстной бульвар»): «Три пространства по ходу действия пересекаются, прорастают сюжетными и ассоциативными связями, и в этих пересечениях атомизированные изначально герои находят убедительные для себя причины «не отвергать жизни». Финал - не хэппи-энд, конечно, но танец Сони и Раскольникова, по-спортивному ритмичный. В темноте мелькают флуоресцентные огоньки на подошвах кроссовок, жизнь продолжается... «Картинка» этого спектакля в меру насыщена знаками-символами, очень точно адресованными современникам, и в то же время не напрямую отсылающими к вечным вопросам, доставшимся нам в наследство от той эпохи, в которой жил и творил автор «Преступления и наказания».Участник XXV Международного театрального фестиваля Ф.М. Достоевского (Великий Новгород, 2021)Режиссёр-постановщик, драматург, сценограф - Йоханна Фройндлих
Переводчик - Армен Игитян
Звукорежиссёр - Петтери Морд
Художник по свету - Лариса Дедух
Спектакль ведёт Светлана Федотова
Спектакль создан в сотрудничестве с компанией TINFO (Хельсинки, Финляндия)
Продолжительность 1 час 10 минут без антракта
Премьера 4 ноября 2021 года